Лого
Меню
О САЙТЕ

Уважаемые господа! Вы находитесь на информационном сайте Окружного учебно-методического центра Северо-Восточного округа города Москвы.
Методический центр
О. Ларионова


Руководитель московского департамента образования Ольга Ларионова на заседании Правительства Москвы

Как к новому учебному году подготовимся, так он и пройдет. Выступление руководителя Департамента образования О. Н. Ларионовой на заседании Правительства Москвы, где был рассмотрен ход подготовки образовательных учреждений Департамента образования к новому 2010-2011 учебному году.

Подготовка к новому учеб­ному году вопрос много­аспектный. Начиная ее, прежде всего мы решаем вопро­сы укрепления материально-тех­нической базы. Несмотря на эко­номические сложности, планиру­ется, что в этом году город полу­чит 12 школ, 2 пристройки, но­вый колледж и 33 детских сада. Из них 7 школ, 7 дошкольных уч­реждений и 1 БНК будут введены уже к 1 августа.
В рамках подготовки совмест­но с префектурами мы определи­ли адресный список учреждений, требующих повышенного внима­ния как с точки зрения укрепле­ния материально-технической базы, так и выполнения дополни­тельных мер противопожарной безопасности, по согласованию с Госпожнадзором выполним противопожарные мероприятия в 2876 учреждениях системы.
По предписаниям Роспотребнадзора, Мосжилинспекции и ОАТИ мы проведем текущий ре­монт систем отопления, кровель, фасадов, пищеблоков и спортив­ных залов более чем в 900 уч­реждениях, капитально отремон­тируем 46 школ и 15 колледжей, а за счет капремонта - 231 ДОУ, в ходе которого проведем пере­профилирование ряда помеще­ний, получим около 4 тысяч до­полнительных мест (3855) в дет­ских садах.
На сегодняшний день безба­рьерная среда создана в 36% уч­реждений, разработан перспек­тивный план установки на объек­тах образования комплексных приспособлений. Работы запла­нировано провести в том числе в рамках капитального ремонта и нового строительства. До конца текущего года процент приспо­собленных учреждений возрас­тет до 65. Приспосабливая среду для нужд инвалидов, мы обеспе­чиваем условия для развития в городе системы инклюзивного образования. В уходящем учеб­ном году в режиме инклюзии ра­ботали 112 учреждений. В следу­ющем их число увеличится до 160.
На 300 увеличится число уче­нических мест для дистантной формы обучения. За этот год мы полностью переоснастили мате­риально-техническую базу уч­реждений для детей с нарушени­ем зрения, внедрили новые фор­мы реабилитации детей-инвали­дов. Хороший эффект дают та­кие нестандартные формы реа­билитации, как вовлечение де­тей в процесс творчества, уход за растениями, контакт с живот­ными.
Новый учебный год станет го­дом начала серьезных измене­ний в системе общего образо­вания, связанных с продолжени­ем реализации национальной инициативы «Наша новая шко­ла». Повсеместное внедрение с сентября 2011 года федераль­ных государственных стандартов начальной школы кардинально изменит требования к результа­там обучения.Чтобы обеспечить соответ­ствующий уровень, раскрыть способности и сформировать компетентности каждого учени­ка, необходимо объединить ос­новное и дополнительное обра­зование и шире использовать потенциал учреждений культуры и спорта. Для этого мы пересмат­риваем не только структуру об­разовательной программы, но и кадровые, финансовые и материально-технические условия ее реализации, совместно с Департаментом культуры и Москомспортом отрабатываем технологии и формы нашего взаимодействия. Готовясь к массовому переходу, мы апробируем техноло­гии внедрения новых стандартов. Для этого разрабатываем систему оценок достижения ре­зультатов и готовим педагогов и руководителей к работе в новых условиях, уже отобрали 180 школ города, которые с сентяб­ря начнут работать в пилотном режиме.
С введением стандарта в об­разовательной программе по­явятся принципиально новые разделы, связанные с проектно-исследовательской деятельнос­тью, конструированием и робото­техникой, экспериментальными и лабораторными работами. Проанализировав оснащенность выбранных образовательных уч­реждений, мы сформировали адресный перечень первооче­редного оборудования и к сен­тябрю дооснастим им пилотные школы.
Новый стандарт начального образования впервые определил требования к ИКТ-компетенции ученика и учителя и коренным образом изменил подходы к формированию информацион­ной среды учреждения. Если за последние годы в основной и старшей школе она была практи­чески создана, то в начальной школе информационная среда не сформирована. Ситуацию мы урегулируем, оснастив компью­терной техникой каждую пилот­ную школу по схеме: автомати­зированное рабочее место учи­теля и 1 передвижной компью­терный класс на 4 параллели.
В этом учебном году Мини­стерство образования и науки не успевает подготовить комплекты новых учебников. Поэтому мы отрабатываем с авторами мето­дические рекомендации по ис­пользованию уже существую­щих.
Переход на новые стандарты потребует более пристального внимания к здоровью детей. Для того чтобы отследить воз­можные изменения, совместно с учреждениями здравоохранения мы проведем комплексный мо­ниторинг состояния здоровья первоклассников.
К сожалению, в городе до сих пор нехватка мест в детских са­дах. Несмотря на то что за счет ввода новых учреждений, пере­профилирования помещений, развития различных форм дош­кольного образования только в этом году дополнительно мы получим более 14,5 тысячи мест, по прогнозу на 1 сентября дефицит составит почти 33 ты­сячи. Наряду с этим отмечу, что практически полностью удалось охватить дошкольным образованием детей 5-6-летнего возраста (95%).
Чтобы максимально эффек­тивно провести перестройку ра­боты начальной школы, мы от­работаем новые подходы к пре­емственности дошкольного и начального образования. Для этого психологические и мето­дические службы города разра­ботают новые требования к ре­зультатам работы дошкольных учреждений, выстроят непре­рывность психофизического развития детей и подготовят методические рекомендации, помогающие сформировать со­циальные черты личности буду­щего школьника.
Успех внедрения новых обра­зовательных стандартов невоз­можен без тесного взаимодей­ствия с родительской обще­ственностью и активной просве­тительской деятельности. Поэто­му помимо традиционных форм вовлечения родителей в образо­вательный процесс, таких как те­матические лектории, собрания, конференции и «круглые сто­лы», мы внедряем новые.
Обеспечение безопасности детей остается приоритетным направлением нашей работы. Активизировали работу по обу­чению ребенка правильному по­ведению в различных ситуациях. Активное участие в ней принима­ют наши коллеги из ГО ЧС и ГИБДД. Особое внимание мы уделяем безопасности детей на воде, в прошлом году совместно с Москомспортом разработали окружные программы по форми­рованию навыков плавания у ре­бят начальной школы. Если в сентябре 2009 года 44% (около 122 тысяч) детей не умели пла­вать, то за истекший период их количество сократилось до 13%. В новом учебном году продол­жим реализацию окружных про­грамм с использованием бассей­нов разной ведомственной при­надлежности и обеспечим 100-процентный охват детей на­чальной школы.
С сентября курс ОБЖ станет отдельным предметом в распи­сании занятий учащихся стар­шей школы. Чтобы обеспечить условия для перехода на новый уровень преподавания ОБЖ, мы проанализировали кадровый со­став и материально-техническую базу учреждений, на его основе проведем соответствующие организационно-технические мероприятия.
Решая вопрос сохранения и укрепления здоровья школьни­ков, мы расширяем физкультур­но-оздоровительные мероприя­тия. С сентября 2009 года во всех школах города ввели обязатель­ную утреннюю гимнастику. Со­вершенствуя систему физичес­кого воспитания и массового спорта, внедрили в образова­тельных учреждениях физкультурно-спортивный комплекс «Московский спортсмен». 12 тысяч обучающихся из 260 школ в этом учебном году приняли участие в сдаче нормативов ком­плекса в экспериментальном ре­жиме. Со следующего учебного года комплекс вводится во всех учреждениях города.
В старшей школе новый учебный год также начнется с организационных преобразова­ний. Развивая реализацию инициативы «Наша новая школа», на базе 80 школ города мы от­кроем ресурсные центры по актуальным проблемам, опре­деленным национальной обра­зовательной инициативой. Еще 93 школы заработают как базо­вые учреждения профильного образования, что позволит обу­чать здесь ребят не только этих школ, но и других учрежде­ний. Для этого мы обновляем программы профильных и элек­тивных курсов, готовим конт­рольно-измерительные матери­алы в форме профессиональ­ных проб и практик, отрабатыва­ем новые формы сотрудниче­ства с внешкольными учрежде­ниями, учреждениями культуры и спорта, общественными орга­низациями и родительской об­щественностью, привлекая их как к урочной, так и ко внеуроч­ной деятельности.
Понимая необходимость формирования у школьников навыков обслуживающего и технологического труда, за истекший период возродили пре­подавание предмета «Матери­альные технологии» 50% школ города, в следующем учебном году мы увеличим их число до 70. В каждом округе заработают центры профориентации, от­крывая новые возможности для профессионального самоопре­деления ребят.
В последнее время облик московского профессиональ­ного образования значительно изменился. Большинство кол­леджей - высокотехнологичные учреждения инновационного типа. Повысилась привлекатель­ность среднего профессиональ­ного образования. На такие спе­циальности, как «информацион­ная безопасность», «приборост­роение и оптотехника», «элект­ронная техника», «радиотехника и средства связи» и другие, в прошлом году конкурс в коллед­жах был до трех человек на мес­то. С нового учебного года в пе­речне специальностей, по кото­рым готовят наши учреждения, появятся новые, связанные с энергосберегающими техно­логиями. Обязательным станет изучение модулей по электро- и энергосбережению для профес­сий, использующих энергоемкое оборудование. Чтобы повысить престиж не популярных, но остро востребованных городом специ­альностей, колледжи активно взаимодействуют с рынком тру­да и социальными партнерами. Уже появились первые результа­ты сотрудничества, практичес­кой деятельностью отозвалась работа государственно-обще­ственных координационных со­ветов департаментов городского хозяйства и потребительского рынка и услуг. 1 сентября откро­ют двери 3 новых колледжа, спрофилированных на профес­сии, востребованные в сфере деятельности этих департамен­тов. Сейчас совместно с ними мы готовим перечень специальнос­тей и оснащаем колледжи необ­ходимым оборудованием. Ду­маю, что активизация работы советов других ведомств помо­жет не только решить вопрос обеспечения города квалифици­рованными рабочими кадрами, но и создаст условия для появле­ния новых рабочих мест, что особенно актуально в столь непростое для российской экономики время.
Еще одно направление работы колледжей -обучение взрослого населения. По заявкам со­циальных партнеров только в 2010 году на базе колледжей повысят квалификацию более 20 ты­сяч москвичей, что на 9 тысяч больше, чем в про­шлом году.
В 2010 году система профессионального обра­зования отмечает свое 70-летие. В рамках раз­личных праздничных мероприятий мы откроем музей профессионального образования. Его ос­новная задача - повышение престижа рабочих профессий.
Этот учебный год станет последним этапом мо­дернизации системы высшего профессиональ­ного образования. Наши педагогические вузы завершат переход на новые образовательные стандарты и уровневую систему обучения. Уже разработаны и проходят лицензирование новые образовательные программы по направлениям бакалавриат и магистратура. В них учтены усло­вия, необходимые для будущей сбалансированной и эффективной подготовки студентов.
Готовясь к новому учебному году, мы прове­дем конкретные мероприятия по снижению не­эффективных расходов в сфере общего обра­зования. Для этого реорганизуем 29 малокомп­лектных школ, доведем наполняемость классов до нормативной численности (25 учащихся), при­ведем в соответствие критерии деления классов на подгруппы при изучении иностранного языка, что позволит значительно сократить финансовые затраты.
2010 год знаменателен для всего московского педагогического сообщества. Объявление его Го­дом учителя накладывает на систему образования особую ответственность. Отмечу, что в реали­зацию мероприятий плана активно включились не только образовательные учреждения Москвы, но и все городские структуры. Одна из ключевых фигур плана - педагог. В рамках подготовки к началу учебного года мы особое внимание уделяем повы­шению профессиональной компетенции педагога. Для обеспечения адресного подхода, непрерывно­сти повышения квалификации и удовлетворения индивидуальных потребностей педагога мы при­влекаем ведущие федеральные вузы и научные центры. Сейчас совместно с ними готовим инфор­мационную базу дополнительных профессио­нальных образовательных программ, а с сентября начнем апробацию эксперимента. Для этого вво­дим бюджетный финансовый сертификат, кото­рый предоставит учителю право на получение до­полнительного образования практически в любом вузе города. При этом бюджетные средства будут следовать за учителем.
Реализация проекта предусматривает исполь­зование консолидированного бюджета с при­влечением средств Ассоциации московских вузов, предназначенных для предоставления образова­тельных услуг жителям Москвы государственными вузами федерального подчинения.
С сентября в округах заработает институт на­ставничества. Для этого в методических центрах мы вводим должности методистов по работе с молодыми специалистами, которые займут высо­коквалифицированные учителя, достигшие пенси­онного возраста.
В марте этого года впервые во всех образова­тельных учреждениях провели единый день от­крытых дверей. Родители получили возможность ознакомиться с образовательной программой и внеурочной деятельностью учреждений, задать любые интересующие их вопросы. В этот же день состоялись открытые уроки, на которых родители смогли на практике увидеть работу конкретных педагогов. Это вызвало большой интерес со сто­роны родителей, а сама форма получила позитив­ные отклики. Поэтому единый день открытых две­рей станет традиционным мероприятием системы московского образования. Накануне нового учеб­ного года для информирования родителей о воз­можностях города в сфере образования детей и организации досуга в рамках августовских мероп­риятий совместно с коллегами социального комп­лекса и Департаментом потребительского рынка и услуг в Центральном выставочном зале «Манеж» мы проведем традиционную городскую школьную ярмарку, а в августе совместно с УВД, ГИБДД го­рода - необходимый комплекс мероприятий по обеспечению организованного начала учебного года.

 

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

  
О. ЛАРИОНОВА
Как к новому учебному году подготовимся, так он и пройдет. Выступление руководителя Департамента образования О. Н. Ларионовой на заседании Правительства Москвы, где был рассмотрен ход подготовки образовательных учреждений Департамента образования к новому 2010-2011 учебному году
Подробнее...

 
А. ФУРСЕНКО
А. Фурсенко

Выступление Министра образования и науки Российской Федерации А. А.  Фурсенко на Совете при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов 19 января 2010 года. О плане первоочередных действий на 2010 год по модернизации общего образования, направленных на реализацию инициативы «Наша новая школа»
Подробнее...

 

 

          Новости образования      Методическая копилка      Полезные ссылки      Контакты     
Hosted by uCoz